Психолого-педагогическая работа
Психолого-педагогическая и социальная помощь участникам образовательного процесса
Психолого-педагогическая и социальная помощь воспитанникам, родителям (законным представителям), педагогическим работникам направлена на профилактику, диагностику, коррекцию трудностей у воспитанников, препятствующих освоению образовательной программы дошкольного образования, отклонений в поведении, развитии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая и социальная помощь предоставляется следующими специалистами: старшим воспитателем, воспитателями, учителем-дефектологом(логопедом), инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, и включает:
· выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательному учреждению и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации, с целью установления причин затруднений, индивидуальных особенностей;
· выявление детей с выраженным эмоциональным неблагополучием, поведенческими нарушениями, риском социальной дезадаптации;
· психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями в рамках медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
· проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;
· проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;
· психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Оказание психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся
Наличие возможности оказания психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся |
Показатель |
Наличие в учреждении |
Наличие психолого-педагогического консультирования воспитанников, их родителей, педагогических работников |
В дошкольном учреждении оказывают педагогическую и социальную помощь: старший воспитатель, воспитатели, учитель-дефектолог(логопед), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
|
|
Наличие коррекционно-развивающих занятий с обучающимися
|
Коррекционно-развивающие занятия по коррекции речевого развития проходят в специально оборудованном кабинете учителя- дефектолога(логопеда) |
|
Наличие информации о графике консультаций специалистов |
Консультации проводят:
Учитель- дефектолог(логопед): Петрова Надежда Владимировна ежедневно с 7.00 до 16.00, 12.00-18.00
Музыкальный руководитель Буланникова Татьяна Николаевна. Ежедневно8.00 до 12.00 Инструктор по физической культуре Варнавская Надежда Григорьевна Ежедневно с 11.00-14.00
|
|
Наличие действующих программ оказания помощи обучающимся в социальной адаптации, профориентации, профессиональных навыков |
Имеется индивидуальный маршрут развития ребенка (на каждого), в том числе и для детей с ОВЗ если они имеются, что способствует помощи в социальной адаптации. Программ по профориентации - нет, в силу специфики Учреждения |
|
Дополнительная информация |
Во всех группах имеется информация о возрастных особенностях речевого развития детей, памятки для родителей, буклеты. Имеется личная страничка учителя-логопеда на сайте. Каждый родитель может задать вопрос на сайте в разделе Интернет-приемная либо направить по электронной почте olenka.blycheva@mail.ru
|
Мероприятия по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи участникам образовательного процесса ДОУ проводятся в рамках реализации годовых планов , рабочих программ педагогов, положения ППк.
Организация психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики. Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры и оказание психологической поддержки педагогам и родителям осуществляется через такие формы как семинары, консультации, круглые столы: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Роль педагога в создании условий реализации программы». Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, тренинги, папки-передвижки, памятки, анкетирование, сайт учреждения, сайт Профильного информационно-консультативного пункта «ПроЗрение», персональные сайты педагогов, в том числе в рамках работы «Школы первоклассных родителей».
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.
Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.
Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.